Мусягина Елена Николаевна

конспект занятия "Звуки Б, Бь. Буква Б"

04 марта 2019

 Цель: формирование умения дифференцировать звуки  по твёрдости- мягкости Б и Бь на слух и в произношении.

Задачи:

  • Формировать умения дифференцировать звуки Б и Бь на слух и в произношении.
  • Формировать умение согласовывать прилагательное с существительным.
  • Закреплять умение составлять предложения.
  • Развивать фонематические процессы: умение слышать звуки, выделять их в потоке речи, умение определять наличие и место звуков в слове.
  • Воспитывать отзывчивость, умение работать в коллективе и индивидуально, умение слушать педагога и других детей.

Материалы и оборудование:  картинки клоунов, , предметные картинки, интерактивная доска, кассы, карандаши.

Лексический материал:, Бом, Бим, белка, баран,бинт, мел, халат, бумага, кастрюля, облако, голуби.

Ход занятия.

І. Организационный момент

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, посмотрите на них, улыбнитесь им.

- А еще к нам пришли клоун Бим и клоун Бом. Они подготовили для вас загадки.

- Послушайте загадку Бома:

Любит сочные луга,

Завитком его рога,

Не жалеет лба в бою,

Людям дарит шерсть свою.

(баран)

Логопед помещает картинку барана рядом с клоуном Бомом.

- Какие слова помогли вам догадаться, что это баран?

- Какие у барана рога?

- Что он даёт людям?

- Вот загадка Бима:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(белка)

Логопед выставляет картинку белки рядом с Бимом.

- Как в загадке говорится про белку?

- Какая у неё шуба? Где живет белка?

 

ІІ. Основная часть.

  1. Подведение к теме занятия.

- Ребята, почему клоуны выбрали себе эти загадки?

- Послушайте, Бом – баран. Что общего в словах? (звук Б)

- Чем похожи слова Бим – белка. (звук Бь)

  1. Характеристика звуков Б, Бь.

- Сегодня мы будем учиться различать звуки Б, Бь.

- На какой звук начинается имя Бом?

- Дайте характеристику звуку Б по схеме.

- На какой звук начинается имя Бим?

- Дайте характеристику звуку Бь.

  1. Дидактическая игра «Топни – хлопни».

- Клоун Бом  очень любит играть со звуками. А вы хотите с ним поиграть?

- Хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звукБ, топните 1 раз, когда услышите звук Бь.

Б, Б, Бь, Б; БА, БИ, БО, БЕ, БЫ; БАРАН, КУБИКИ, БУМАГА, ОБЕД, БЕРЕЗА, СОБАКА, РАБОТА, КАЬИНА, БЕСЕДА, ОБЕД.

  1. Дидактическое упражнение «Замени слог».

- А Бимлюбит заменять слоги.

- Я назову слог, а вы замените в нем звук Б на звук Бь, произносите слоги вместе.

БА-БА-БА              БЯ-БЯ-БЯ

БУ-БУ-БУ              БЮ-БЮ-БЮ

БО-БО-БО              БЁ-БЁ-БЁ

БЫ-БЫ-БЫ            БИ-БИ-БИ

БЭ-БЭ-БЭ               БЕ-БЕ-БЕ

 

  1. Дидактическая игра «Подари картинки Бому и Биму»

- Ребята, я приготовила подарки Бому и Биму, но все перепутала. Вы поможете найти подарки для Бома и для Бима?

Д: Да.

- Каждый из вас возьмет картинку. Назовет её и определит какой есть звук и где он находится (в начале, середине или в конце), и подарите её Бому или Биму.

 

  1. Дидактическая игра «Отгадай слово»

- А сейчас клоуны предлагают поиграть в игру «Отгадай слово». Отгадайте, что изображено на картинке (на доску выставляется перевернутая картинка БИНТ)

- Я вам помогу: в загаданном слове 1 слог, и чтобы отгадать его нужно выделить 1-ые звуки названий картинок и соединить их (БЕЛКА, ИГРУШКИ, НОСКИ, ТАРЕЛКА)

- Какое слово получилось?

- Ребята, давайте посмотрим, что изображено на картинке.

  1. Звуковой анализ слова.

- Теперь давайте составим звуковую схему этого слова.

-Сколько всего звуков в слове БИНТ?

-Какие?

- Сколько согласных звуков?

-Сколько мягких согласных? Какой?

-Сколько твёрдых согласных? Какой?

- Сколько гласных звуков? Какой?

- Повторяем правило, сколько в слове гласных, столько и слогов.

- Сколько слогов в слове БИНТ? (1 слог)

  1. Дидактическое упражнение «Какой, какое, какая?»

Выставляются картинки: БУМАГА, КАСТРЮЛЯ, МЕЛ, ХАЛАТ, ОБЛАКО, ПОЛОТЕНЦЕ, ГОЛУБИ.

- Про что можно сказать белый?

- Про что можно сказать белая?

-Про что можно сказать белое?

-Про что можно сказать белые?

- Хорошо! Ответьте, пожалуйста «Чего не стало?»

Картинки по одной убираются, остаются ГОЛУБИ.

  1. Дидактическое упражнение «Составь предложение».

- Молодцы, вы очень внимательные детки. А про белых голубей мы будем составлять предложение. Составьте предложение, чтобы в нем были слова БЕЛЫЕ ГОЛУБИ и маленькое слово НАД. (Выставляется картинка и схема предлога НАД)

Дети составить 2-3 предложения. Давайте, составим схему предложения.

Я буду предложение писать и проговаривать, помогайте мне? (зарисовывается схема предложения)

- Сколько слов в предложении? Назовите 1-е, 2-е… слово.

- Что ставим в конце предложения? (точку)

  1. Знакомство с буквой Б.

- Какой буквой обозначаются звуки Б, Бь?

- Правильно, я напомню вам образ буквы Б.

- На что похожа буква Б?

- А теперь напишем букву Б, я на доске, а вы в воздухе.

  1. Работа с кассой букв.

- Найдите букву Б в кассе.

- Составим слоги БА-БО-БУ…

- Какие слова начинаются на слог БА, на БУ….

  1. Чтение слов с буквой Б.

БОТЫ, ЗУБЫ, БЫЛИ, БИЛИ, БОБЫ, БАРАНЫ.

  1. Печатание буквы и слов.

ІІІ. Итог занятия.

- Давайте вспомним, кто к нам приходил в гости?

- С какими звуками мы играли?

-Как вы работали сегодня? Выберите себе соответствующий смайлик.

Оставить комментарий: